Физика
Аннотация к рабочей программе
по физике
в 10-11 классах к учебникам Мякишев Г.Я
(Базовый
уровень)
Рабочая программа по физике составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений// Программы общеобразовательных учреждений. Физика: 10-11 классы/
Сост. П.Г.Саенко и др.- М.: Просвещение, 2011г., с.59-65.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов,
демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ,
выполняемых учащимися.
Материал, который в обязательном минимуме содержания
образования выделен курсивом, т.е. подлежит изучению, но не включается в
требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание
примерной программы.
Рабочая программа содействует сохранению единого
образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя,
предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к
построению учебного курса.
Рабочая программа по физике включает следующие разделы:
пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных
часов по разделам курса, рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки
выпускников, тематическое планирование, список литературы.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем
включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,
познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих
позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной
суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс
овладения компетенциями.
На основании требований Государственного
образовательного стандарта 2004 г. в содержании преподавания
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи
обучения:
·
Приобретение знаний и умений для
использования в практической деятельности и повседневной жизни;
·
Овладение способами познавательной,
информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
·
Освоение познавательной,
информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный
подход определяет следующие
особенности предъявления содержания образования: дидактические единицы,
обеспечивающие совершенствование навыков научного познания, дидактические
единицы, которые содержат сведения по теории физики (это содержание обучения
является базой для развития познавательной компетенции учащихся) и
дидактические единицы, отражающие историю развития физики и
обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает
взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и
предметных компетенций.
Личностная
ориентация образовательного процесса выявляет
приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность
учащихся понимать причины и логику развития физических процессов,
открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих,
социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных
занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации,
гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке
и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству,
воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход
отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество,
нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована
не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где
объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и
профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к
новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять
творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от
готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические
средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию
на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и
навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание
уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной
учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных
форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного
формирования умения решать задачи.
На ступени
полной, средней школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений
разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные
связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать
факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Принципиально важная роль отведена в
плане участию обучающихся в проектной деятельности, развитию умений
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами
исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной
деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система
заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной
деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при
сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов
работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Акцентированное внимание к
продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной
компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы
с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях
к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по
поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной
обработки при поиске и систематизации информации.
Специфика целей и содержания
изучения физики повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся:
к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования
как средства развития культуры личности.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая
в качестве учебного предмета в школе,
вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает
роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует
формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а
знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Подчеркнем, что ознакомление школьников с
методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов
курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы
научного познания».
Гуманитарное значение физики как
составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным
методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии,
физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего
образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная
физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета «физика» в
учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение
основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым
практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение
физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение
знаний о фундаментальных физических законах
и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
·
овладение
умениями проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить
модели, применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования
физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
·
воспитание
убежденности в возможности познания
законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения
задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей
среды;
·
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения
физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том
числе в X и XI классах
по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа
предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для
школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Познавательная деятельность:
·
использование для познания
окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование;
·
формирование умений различать факты,
гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
·
овладение адекватными способами
решения теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение опыта выдвижения
гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
·
владение монологической и
диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
·
использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
·
владение навыками контроля и оценки
своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
·
организация учебной деятельности: постановка
цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.